В дорогих спортивных тахометрах
реализовано устройство, которое позволяет гонщику не рассматривая показания
тахометра, вовремя переключать передачи. Проще говоря это просто большая
лампочка, которая вспыхивает, когда уже пора... Но как приделать светодиод к
тахометру? Принцип работы следующего устройства прост. На микросхеме К561ТМ2
собран преобразователь частота-напряжение. То есть чем больше частота вращения
коленвала, тем больше напряжение на выходе. На транзисторах VT1-VT3 собран
триггер Шмитта, который переключается при определенном напряжении на
конденсаторе C2, которое устанавливается резистором R6.
В качестве индикатора максимального числа
оборотов используется 10мм светодиод красного цвета. Светит довольно ярко.
Светодиод вставляется в держатель и устанавливается в любое удобное место. Я
ставил в тахометр. Разборка и сборка щитка приборов требует осторожности и
усидчивости. Болтиков там немерено. Я аккуратно сверлил пластиковую панель, на
которой смонтированы приборы, а затем надфилем доводил до нужного диаметра.
Грязными руками лучше не заляпывать приборы - плохо оттирается. Держатель
удобно вставляется в отверстие и притягивается гайкой.  
 
Сам электронный блок довольно прост в
изготовлении и начинает работать сразу после включения. Только потребуется
регулировка резистором частоты, при которой загорается светодиод. Можно конечно
подстроечный резистор R6 заменить переменным приличного вида и вывести его на
щиток приборов, чтобы можно было регулировать момент включения светодиода
простым поворотом ручки. Транзисторы используются самые дешевые и доступные
КТ315. Резистором R9 можно подобрать желаемую яркость свечения светодиода, но
чрезмерно уменьшать сопротивление не стоит, так как может сгореть светодиод и
транзистор. После проверки правильности монтажа и настройки очень желательно
залить плату эпоксидной смолой или лаком, чтобы не было глюков от сырости.
Подключается параллельно штатному тахометру, т.е. + и -, а вход к третьему
контакту тахометра.  

|